Байопик о Ниле Армстронге и его маленьком шаге. Обзор «Первого человека» без спойлеров

69

Время публикации: 18:29

Поделиться
Твитнуть
Фото: постер «Человека на Луне»

11 октября в России стартовал показ биографического фильма о жизни Нила Армстронга «Первый человек» Дэмьена Шазелла. Редактор icourse Александр Тернавский посетил премьеру и рассказывает, почему на этот фильм стоит сходить в кинотеатр всем, кого манит космос.

Да, российские локализаторы по-русски назвали фильм «Человеком на Луне», но, на мой взгляд, всё-таки стоит отойти от такого буквального названия, особенно с учётом того, что оно двумя словами ухитряется заспойлерить сюжет фильма. Пусть мы и так из курса истории знаем, чем там всё закончилось. В оригинале он всё-таки First Man — «Первый человек».

«Первый человек» рассказывает о жизни Нила Армстронга, охватывая период с 1961 по 1969 год, то есть всю подготовку к полёту на Луну. Фильм полно описывает историю жизни этого сложного человека, его радости и потери, отношения с семьёй и другими участниками программы, стремление к исследованию, стремление стать первым.

Режиссёр Дэмьен Шазелл, оператор Линус Сандгрен, актёр Райан Гослинг и композитор Джастин Гурвиц сформировали своеобразный квартет и продолжили этакую «эстетически-визуальную» линию, которую начали в «Ла-Ла-Ленде». На сей раз — другой жанр, другие проблемы, другие персонажи, но стилистика этой четверки угадывается.

Фото: кадр из трейлера «Человека на Луне»

Особенно хорошо она угадывается в саунде. Гурвиц, вероятно, один из самых талантливых композиторов своего поколения, и он сумел звуком показать накал, волнение, опасность, спокойствие и другие эмоциональные окраски фильма в тот или иной момент.

Сандгрен пошёл на эксперименты. Первая половина фильма изобилует крупными планами, в частности, лиц персонажей. А вот при создании второй, судя по всему, он вдохновлялся Кубриком и Ноланом и сделал несколько длинных планов, показывающих всю масштабность путешествия к Луне.

Гослинг сумел великолепно сыграть неулыбчивого Армстронга. От катастрофической депрессии после смерти его дочери Карен до лунного триумфа — канадец отлично показал всю гамму настроений астронавта, которые он испытывал на протяжении этого периода своей жизни.

Шазелл вновь сделал драматургию на экране шедевральной. Картина снимает все вопросы о необходимости покорения космоса. В фильме присутствуют кадры с протестующими американцами, которые уверены, что потраченные на лунную программу колоссальные средства должны были пойти на нужды граждан — и «Первый человек» даёт этим зрителю пищу для размышлений. Но сцена прилунения и первых шагов по спутнику, которую Шазелл благоразумно не стал перемежать вставками с Земли, с гробовой «вакуумной» тишиной и оригинальными аудиозаписями переговоров «Апполона-11», показывает человека-исследователя, человека-первопроходца, и для него покорение очередной космической вершины — сам смысл существования.

Фото: кадр из трейлера «Человека на Луне

Из минусов можно выделить некоторую затянутость картины. Она идёт почти два с половиной часа, и некоторые зрители не оценят такое длинное повествование. Кроме того, количество персонажей на экране может показаться излишним, а сами они — скомканными, поскольку экранного времени на них выделили слишком мало.

Лучшее в этом фильме — саунд, и поэтому на фильм нужно идти в кинотеатр. И уделить особое внимание «лунной» сцене. Впрочем, специально этого делать не потребуется — «Первый человек» сам всё сделает за зрителя и подведёт к ней.

8/10, смотреть обязательно в кино.

Александр Тернавский